- Обоснование интуитивизма
- «ОБОСНОВАНИЕ ИНТУИТИВИЗМА» — основное, опубликованное в 1906 г. сочинение Н.О. Лосского, посвященное преимущественно гносеологической проблематике и призванное раскрыть суть интуитивизма как наиболее перспективного направления развития теории познания на пути ее выхода из интеллектуалистиче-ского плена и возвращения к «утраченным идеалам живого знания». Объясняя причины, вызвавшие необходимость и оправданность интуитивистской реконструкции традиционной гносеологии, Лосский указывает на постигший ее к концу 19 в. серьезный кризис, выразившийся в углублении унаследованных ею пороков «индивидуалистического эмпиризма» и «догматического рационализма», не только исказивших смысл и значение понятий «опыт» и «разум», но и «вырывших» «непроходимую пропасть» между знанием и бытием. Этот методологический просчет привел к неоправданно жесткому обособлению субъекта и объекта знания и, в конечном счете, к крайнему субъективизму и скептицизму. Попытки «мистического рационализма» (Фихте, Шеллинг, Г е -гель), «интуитивного критицизма» (кантианство и имма-нентизм) и «позитивного эмпиризма» (Спенсер, Мах, Авенариус), по мнению Лосского, не могли преодолеть указанные пороки, и дать должный результат как в силу привычки рассматривать процесс познания исходя из Я, так и по причине, связанной со стремлением опереться в поисках истины на помощь телескопов, реторт и пр.Раскрывая суть интуитивизма как в высшей степени реалистической (близкой «к наивному реализму» древних, но освободившейся от наивности) формы восприятия и познания действительности, Лосский указывает на следующие важнейшие его положения.Не отрицая «субъективных качеств разума», интуитивизм исходит из того безусловного для него факта, согласно которому возможность познавательной деятельности и все ее свойства вытекают, в конечном счете, из свойств и целей «абсолютного» разума, способного ставить и осуществлять «высшие, т.е. мировые, цели».Роль эмпирического фактора в познании раскрывается в полной мере лишь в том случае, когда в понятие «опыт» включается весь спектр сверхчувственных, «полусознательных» и эмоциональных состояний субъекта, т.е. когда эмпиризм становится «универсалистиче-ским», «мистическим». Последнее означает, что знание о внешней субъекту действительности ничем не отличается от его знаний о собственном внутреннем мире, т.е. когда мир не-Я (включая Бога) познается столь же непосредственно, как и мир Я.Объект знания не тождествен знанию о нем. Вместе с тем объект представлен в сознании субъекта не в виде копии, символа или явления, а «в оригинале».Идея трансцендентного знания должна быть отвергнута как абсолютно порочная. В процессе познания объективной действительности «объект трансценден-тен в отношении к познающему Я, но...остается имманентным самому процессу знания; следовательно знание о внешнем мире есть процесс, одною своею стороною разыгрывающийся в мире не-Я (материал знания), а другою стороною совершающийся в мире Я (внимание и сравнение)» Лосский Н.О. Обоснование интуитивизма (пропедевтическая теория знания). 2 - е изд. Спб., 1908. С. 76—77).Соглашаясь с тем, что всякое знание есть факт реализации отношения субъекта к объекту, есть процесс дифференциации действительности путем сравнения и переживания, позволяющий обнаружить в каждом его акте сторону, «окрашенную чувствованием субъективности», и сторону, «обладающую характером объективности», интуитивизм тем не менее эксплицирует себя как теорию «надъиндивидуального» знания и категорически отрицает возможность построения гносеологии на принципах психологии и физиологии, полностью исключает из теории знания все то, что не ведет напрямую к постижению истины. Важнейшим условием приобретения «адекватного знания о мире» становится пассивность субъекта в процессе восприятия объектов и явлений действительности. «Вхождение» объекта в сознание познающего таким, каков он есть сам по себе, обеспечивает лишь интуиция, и прежде всего — интуиция мистическая.Несмотря на неоднозначную оценку со стороны отечественной философской общественности, обусловленную в числе прочего наличием ряда внутренних противоречий и искусственных (одновременно — искусных) логических и метафизических построений, «Обоснование интуитивизма» вызвало к себе большой интерес; книга была переведена в ряде европейских стран.АЛ. Новиков
Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». И.Т. Касавин. 2009.
Смотреть что такое "Обоснование интуитивизма" в других словарях:
“ОБОСНОВАНИЕ ИНТУИТИВИЗМА” — “ОБОСНОВАНИЕ ИНТУИТИВИЗМА” важнейшее произведение Н. О. Лосского. Написано на основе защищенной в 1903 диссертации и статьи “Обоснование мистического эмпиризма”, опубликованной в 1904 05 в журнале “Вопросы философии и психологии”. Книга… … Философская энциклопедия
«ОБОСНОВАНИЕ ИНТУИТИВИЗМА» — – важнейшее произведение Н.О.Лосского. Написано на основе защищенной в 1903 диссертации и статьи «Обоснование мистического эмпиризма», опубликованной в 1904–05 в журнале «Вопросы философии и психологии». Книга издавалась три раза на русском языке … Философская энциклопедия
Обоснование интуитивизма. Пропедевтическая теория знания — одно из важнейших произв. Н. О, Лосского. Впервые, под заглавием Обоснование мистического эмпиризма , было опубликовано в журн. Вопросы философии и психологии (1904, № 2–5; 1905, № 2–4). 1 е книжное издание с новым и окончательным вариантом… … Русская Философия. Энциклопедия
ОБОСНОВАНИЕ ИНТУИТИВИЗМА. Пропедевтическая теория знания — одно из важнейших произв. Н. О. Лосского. Впервые, под заглавием Обоснование мистического эмпиризма , было опубликовано в журн. Вопросы философии и психологии (1904, № 2 5; 1905, №21). 1 е книжное издание с новым и окончательным вариантом… … Русская философия: словарь
РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ — уже на ее начальном этапе характеризуется включенностью в мировые цивилизационные процессы. Философская традиция в Древней Руси формировалась по мере того, как развивалась традиция общекультурная. Облик древнерусской культуры в решающей степени… … Энциклопедия Кольера
ЛОССКИЙ Николай Онуфриевич — (1870 1965) философ, представитель рус. интуитивизма и персонализма. Окончил физико математический и историко филологический факультеты Петербургского ун та, с 1900 приват доцент, с 1916 проф. В 1922 выслан из России, преподавал в ун тах Праги,… … Философская энциклопедия
ЛОССКИЙ — Николай Онуфриевич [24. 11 (6.12). 1870, Кресловка, ок. Витебска, 24.1.1965, СенЖеневьев де Буа], рус. философ идеалист, представитель интуитивизма и персонализма. В 1922 выслан за границу. До 1945 жил в Чехословакии. Проф. философии в… … Философская энциклопедия
Лосский, Николай Онуфриевич — писатель. Род. в 1870 г. Уволенный из шестого класса гимназии "за пропаганду атеизма и социализма", отправился без паспорта за границу и поступил вольнослушателем на естественный факультет бернского университета. Вернувшись затем с… … Большая биографическая энциклопедия
ЛОССКИЙ Николай Онуфриевич — (24.11(6.12). 1870, Крес лавка Двинского у. Витебской губ. 24.01.1965, Париж) философ, основатель интуитивизма и представитель персонализма в России. Получил образование в Петербургском ун те (1891–1898), окончив физико математический и… … Русская Философия. Энциклопедия
ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ (гносеология) — составная часть рус. философской мысли на протяжении всей ее истории, значимость и удельный вес к рой возрастали но мере достижения последней более высоких ступеней зрелости. В качестве относительно самостоятельной области философского… … Русская философия: словарь
Книги
- Санкт-Петербургский университет Централизация государственных архивов. Архивное дело на Западе. 1900. Ч. 78. Лосский Н. Обоснование интуитивизма., Самоквасов Д.Я.. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Книга представляет собой репринтное издание 1906 года. Несмотря на то, что была проведена серьезная… Подробнее Купить за 1950 руб
- Обоснование интуитивизма., . Книга представляет собой репринтное издание 1906 года. Несмотря на то, что была проведена серьезная работа по восстановлению первоначального качества издания, на некоторых страницах могут… Подробнее Купить за 1838 грн (только Украина)
- Обоснование интуитивизма., Лосский Н.. Книга представляет собой репринтное издание 1906 года. Несмотря на то, что была проведена серьезная работа по восстановлению первоначального качества издания, на некоторых страницах могут… Подробнее Купить за 1634 грн (только Украина)