Обоснование интуитивизма

Обоснование интуитивизма
        «ОБОСНОВАНИЕ ИНТУИТИВИЗМА» — основное, опубликованное в 1906 г. сочинение Н.О. Лосского, посвященное преимущественно гносеологической проблематике и призванное раскрыть суть интуитивизма как наиболее перспективного направления развития теории познания на пути ее выхода из интеллектуалистиче-ского плена и возвращения к «утраченным идеалам живого знания». Объясняя причины, вызвавшие необходимость и оправданность интуитивистской реконструкции традиционной гносеологии, Лосский указывает на постигший ее к концу 19 в. серьезный кризис, выразившийся в углублении унаследованных ею пороков «индивидуалистического эмпиризма» и «догматического рационализма», не только исказивших смысл и значение понятий «опыт» и «разум», но и «вырывших» «непроходимую пропасть» между знанием и бытием. Этот методологический просчет привел к неоправданно жесткому обособлению субъекта и объекта знания и, в конечном счете, к крайнему субъективизму и скептицизму. Попытки «мистического рационализма» (Фихте, Шеллинг, Г е -гель), «интуитивного критицизма» (кантианство и имма-нентизм) и «позитивного эмпиризма» (Спенсер, Мах, Авенариус), по мнению Лосского, не могли преодолеть указанные пороки, и дать должный результат как в силу привычки рассматривать процесс познания исходя из Я, так и по причине, связанной со стремлением опереться в поисках истины на помощь телескопов, реторт и пр.
        Раскрывая суть интуитивизма как в высшей степени реалистической (близкой «к наивному реализму» древних, но освободившейся от наивности) формы восприятия и познания действительности, Лосский указывает на следующие важнейшие его положения.
        Не отрицая «субъективных качеств разума», интуитивизм исходит из того безусловного для него факта, согласно которому возможность познавательной деятельности и все ее свойства вытекают, в конечном счете, из свойств и целей «абсолютного» разума, способного ставить и осуществлять «высшие, т.е. мировые, цели».
        Роль эмпирического фактора в познании раскрывается в полной мере лишь в том случае, когда в понятие «опыт» включается весь спектр сверхчувственных, «полусознательных» и эмоциональных состояний субъекта, т.е. когда эмпиризм становится «универсалистиче-ским», «мистическим». Последнее означает, что знание о внешней субъекту действительности ничем не отличается от его знаний о собственном внутреннем мире, т.е. когда мир не-Я (включая Бога) познается столь же непосредственно, как и мир Я.
        Объект знания не тождествен знанию о нем. Вместе с тем объект представлен в сознании субъекта не в виде копии, символа или явления, а «в оригинале».
        Идея трансцендентного знания должна быть отвергнута как абсолютно порочная. В процессе познания объективной действительности «объект трансценден-тен в отношении к познающему Я, но...остается имманентным самому процессу знания; следовательно знание о внешнем мире есть процесс, одною своею стороною разыгрывающийся в мире не-Я (материал знания), а другою стороною совершающийся в мире Я (внимание и сравнениеЛосский Н.О. Обоснование интуитивизма (пропедевтическая теория знания). 2 - е изд. Спб., 1908. С. 76—77).
        Соглашаясь с тем, что всякое знание есть факт реализации отношения субъекта к объекту, есть процесс дифференциации действительности путем сравнения и переживания, позволяющий обнаружить в каждом его акте сторону, «окрашенную чувствованием субъективности», и сторону, «обладающую характером объективности», интуитивизм тем не менее эксплицирует себя как теорию «надъиндивидуального» знания и категорически отрицает возможность построения гносеологии на принципах психологии и физиологии, полностью исключает из теории знания все то, что не ведет напрямую к постижению истины. Важнейшим условием приобретения «адекватного знания о мире» становится пассивность субъекта в процессе восприятия объектов и явлений действительности. «Вхождение» объекта в сознание познающего таким, каков он есть сам по себе, обеспечивает лишь интуиция, и прежде всего — интуиция мистическая.
        Несмотря на неоднозначную оценку со стороны отечественной философской общественности, обусловленную в числе прочего наличием ряда внутренних противоречий и искусственных (одновременно — искусных) логических и метафизических построений, «Обоснование интуитивизма» вызвало к себе большой интерес; книга была переведена в ряде европейских стран.
        АЛ. Новиков

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». . 2009.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую

Полезное


Смотреть что такое "Обоснование интуитивизма" в других словарях:

  • “ОБОСНОВАНИЕ ИНТУИТИВИЗМА” —     “ОБОСНОВАНИЕ ИНТУИТИВИЗМА” важнейшее произведение Н. О. Лосского. Написано на основе защищенной в 1903 диссертации и статьи “Обоснование мистического эмпиризма”, опубликованной в 1904 05 в журнале “Вопросы философии и психологии”. Книга… …   Философская энциклопедия

  • «ОБОСНОВАНИЕ ИНТУИТИВИЗМА» — – важнейшее произведение Н.О.Лосского. Написано на основе защищенной в 1903 диссертации и статьи «Обоснование мистического эмпиризма», опубликованной в 1904–05 в журнале «Вопросы философии и психологии». Книга издавалась три раза на русском языке …   Философская энциклопедия

  • Обоснование интуитивизма. Пропедевтическая теория знания —    одно из важнейших произв. Н. О, Лосского. Впервые, под заглавием Обоснование мистического эмпиризма , было опубликовано в журн. Вопросы философии и психологии (1904, № 2–5; 1905, № 2–4). 1 е книжное издание с новым и окончательным вариантом… …   Русская Философия. Энциклопедия

  • ОБОСНОВАНИЕ ИНТУИТИВИЗМА. Пропедевтическая теория знания — одно из важнейших произв. Н. О. Лосского. Впервые, под заглавием Обоснование мистического эмпиризма , было опубликовано в журн. Вопросы философии и психологии (1904, № 2 5; 1905, №21). 1 е книжное издание с новым и окончательным вариантом… …   Русская философия: словарь

  • РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ — уже на ее начальном этапе характеризуется включенностью в мировые цивилизационные процессы. Философская традиция в Древней Руси формировалась по мере того, как развивалась традиция общекультурная. Облик древнерусской культуры в решающей степени… …   Энциклопедия Кольера

  • ЛОССКИЙ Николай Онуфриевич — (1870 1965) философ, представитель рус. интуитивизма и персонализма. Окончил физико математический и историко филологический факультеты Петербургского ун та, с 1900 приват доцент, с 1916 проф. В 1922 выслан из России, преподавал в ун тах Праги,… …   Философская энциклопедия

  • ЛОССКИЙ —         Николай Онуфриевич [24. 11 (6.12). 1870, Кресловка, ок. Витебска, 24.1.1965, СенЖеневьев де Буа], рус. философ идеалист, представитель интуитивизма и персонализма. В 1922 выслан за границу. До 1945 жил в Чехословакии. Проф. философии в… …   Философская энциклопедия

  • Лосский, Николай Онуфриевич — писатель. Род. в 1870 г. Уволенный из шестого класса гимназии "за пропаганду атеизма и социализма", отправился без паспорта за границу и поступил вольнослушателем на естественный факультет бернского университета. Вернувшись затем с… …   Большая биографическая энциклопедия

  • ЛОССКИЙ Николай Онуфриевич — (24.11(6.12). 1870, Крес лавка Двинского у. Витебской губ. 24.01.1965, Париж)    философ, основатель интуитивизма и представитель персонализма в России. Получил образование в Петербургском ун те (1891–1898), окончив физико математический и… …   Русская Философия. Энциклопедия

  • ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ (гносеология) — составная часть рус. философской мысли на протяжении всей ее истории, значимость и удельный вес к рой возрастали но мере достижения последней более высоких ступеней зрелости. В качестве относительно самостоятельной области философского… …   Русская философия: словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»